Контактная сварка

  Процесс образования соединения металла, сопровождающийся в зоне нагрева пластической деформацией под действием усилия сжимания называется контактной сваркой. При контактной сварке межатомные связи возникают в полужидкой прослойке или твёрдой фазе расплавленного металла и в дальнейшем сохраняются после кристаллизации и охлаждении. Соединения образуются на высоких скоростях пластической деформации и нагрева в сложных быстро меняющихся температурных и электрических полей. В России также как, и в бывших республиках СССР принято называть сварку контактной, из-за существования нагрева контактных сопротивлений. На Западе и в Европе контактную сварку называют сваркой сопротивления.  Исследования и разработки контактной сварки велись с конца 19 века. Так в 1877 году сварку сопротивлением предложил американский учёный Э. Томсон. А через десять лет русский учёный-изобретатель Н. Н. Бенардос запатентовал шовную и точечную способы контактной сварки. При проведении опытов Бенардос пользовался угольными электродами, позднее с усовершенствованием этих способов стали пользоваться электродами из меди и её сплавов.  Особенность контактной сварки — значительная скорость нагрева, для чего необходимы сварочные машины большой электрической мощности. Поэтому развитие контактной сварки находилось в прямой зависимости от развития энергетики.  В дореволюционной России с ее отсталой техникой и слабой энергетической базой контактная сварка не могла получить должного развития. В стране эксплуатировалось только 30 контактных машин.  С началом индустриализации в СССР на Ленинградском заводе «Электрик» было организовано серийное производство контактных машин в первую очередь для удовлетворения потребности вновь создаваемой автомобильной промышленности. Автомобильные заводы страны стали практической школой контактной сварки для большинства отраслей промышленности. Контактная сварка прочно занимает первое место среди механизированных способов сварки (свыше 50 % по приведенной трудоемкости). Область применения контактной сварки очень широкая. Контактная сварка является основным способом соединения штампованных тонколистовых конструкций из-за чего широко применяется в автомобилестроении. Кузов современного легкового автомобиля сварен более чем в 10 тыс. точках. При производстве современных авиационных лайнеров число сварных точек уже достигает нескольких миллионов. Современный железнодорожный пассажирский вагон — цельносварная конструкция, сваренная в 30 тыс. точках.  Стыки железнодорожных рельсов на основных магистралях сваривают стыковой контактной сваркой. Этот же способ используют для сварки поперечных швов магистральных трубопроводов на мощных стыковых машинах. Для сварки магниевых и алюминиевых сплавов а также сплавов на основе других металлов используют контактную сварку.  В строительной индустрии контактную сварку применяют для сварки арматурной сетки. В радиотехнической и электронной промышленности и приборостроении широко распространена контактная и ультразвуковая микросварка.  На заре развития контактной сварки ее использовали, как процесс, заменяющий клепку и пайку. Сейчас же, не применяя этот способ, невозможно создать современную металлическую конструкцию.

Комментировать

Архивы